Путешествие в прошлое железных дорог

Станция Козлова Засека — уникальное место, расположенное в Ленинском районе Тульской области. Название «Козлова Засека» произошло от засек — оборонительных сооружений из поваленных крест-накрест деревьев, которые защищали южные рубежи Московского княжества в 15-16 веках. Этим участком засек руководил воевода Данила Иванович Козлов, поэтому засеку называли «Козлова».

туляки3.jpg

В 1868 году здесь появился небольшой полустанок «Козлова Засека» с одной платформой и несколькими поездами в неделю. Изначально здесь не планировалось строительство полноценной станции. Однако в конце XIX века, с развитием железнодорожного сообщения между Москвой и Тулой, возникла необходимость в создании дополнительных путей и инфраструктуры. Так появился полустанок Козлова Засека, названный в честь инженера Дмитрия Козлова, руководившего строительством этого участка железной дороги.толстой.jpgтуляки 3.4.jpg

К 1902 году станция расширилась, появились дополнительные пути, вокзал, багажное отделение. В 1904 году название сократили до «Засека».

По этой дороге, называемой «царской», в Крым ездили императорские семьи. Местные жители приходили посмотреть на царские поезда.

Сегодня станция Козлова Засека — это не только действующий транспортный узел, но и место, где можно прикоснуться к истории железнодорожного дела в России. Здесь расположен уникальный музей, экспозиция которого рассказывает о прошлом станции и развитии железных дорог в регионе.туляки 3.3.jpg

На фотографиях запечатлены Лев Толстой с супругой и младшей дочерью Александрой Львовной, ожидающие поезда на станции Козлова Засека. На некоторых фото они стоят под перронными часами, которые были атрибутом каждой железнодорожной станции того времени.

Толстой часто приезжал на станцию из Ясной Поляны. «Жду с большим волнением твоего письма, милый друг, и иду за ним в 5 часов вечера на Козловку», — писал он жене. В качестве своего адреса писатель указывал следующее: «Тульская губерния, Тульский уезд, станция “Козлова Засека”». В те времена там собирались толпы студентов, гимназистов и других людей, желающих увидеть писателя. Фотограф Тома Стаксель, специально приглашенный другом Толстого Владимиром Чертковым из Англии, постоянно фотографировал Льва Николаевича.

Несмотря на нелюбовь к публичности, Толстой понимал неизбежность повышенного внимания к своей персоне. При этом он отмечал, что вокруг много прекрасных людей помимо него самого.

Лев Толстой часто бывал на станции и потому, что встречал многочисленных гостей, приезжавших к нему в Ясную Поляну. Он даже советовал друзьям выходить в Козловой Засеке, откуда до усадьбы всего 2 версты.

Находясь на станции Козлова Засека, Лев Толстой стал свидетелем трагического случая: женщина попала под поезд. Это происшествие легло в сюжет романа «Анна Каренина». Туда же, на «Козлову Засеку», 9 ноября 1910 года прибыл траурный поезд, привезший тело Толстого, скончавшегося на станции «Астапово». Затем гроб несли на руках в Ясную Поляну.
В 1928 году, к 100-летию со дня рождения Л. Н. Толстого, станция была переименована в «Ясную Поляну».туляки 3.2.jpg

Станция Козлова Засека во времена Толстого выглядела типично для железнодорожных станций России того периода — с керосиновыми фонарями, деревянными строениями, характерными изгородями, к которым привязывали лошадей. В отличие от современной компьютеризированной и централизованной работы станций, раньше многое было устроено иначе и проще.

Экскурсия начинается с осмотра старинного вокзального здания, построенного в начале XX века. Его архитектура сочетает в себе элементы модерна и традиционного русского стиля. Внутри вокзала сохранились оригинальные интерьеры, включая кассовый зал и зал ожидания. Экскурсовод рассказывает о том, как функционировала станция в прошлом, как осуществлялись пассажирские и грузовые перевозки.

туляки 3.1.jpg

 

Далее группа переходит в здание музея, расположенное неподалеку. Экспозиция музея разделена на несколько тематических разделов, каждый из которых посвящен определенному периоду истории станции и железных дорог.

Приятным моментом для путешественника станет пребывание в зале ожидания, где можно посидеть на старинных лавочках, слушая рассказ экскурсовода.

Первый раздел рассказывает о строительстве железнодорожной линии Москва-Тула и роли инженера Дмитрия Козлова в этом процессе. Здесь представлены редкие фотографии и документы конца XIX — начала XX века, а также инструменты и приспособления, использовавшиеся при прокладке путей.

Следующий раздел посвящен периоду Великой Отечественной войны. В 1941 году в районе Козловой Засеки шли ожесточенные бои, станция оказалась в зоне военных действий. Экспонаты рассказывают о мужестве железнодорожников, которые под обстрелами продолжали обеспечивать перевозки, о роли станции в снабжении фронта.

Отдельный зал музея посвящен развитию железнодорожного транспорта в послевоенные годы. Здесь можно увидеть макеты локомотивов и вагонов различных эпох, образцы железнодорожной формы и снаряжения, а также предметы быта работников станции.

Завершается экскурсия осмотром действующих путей и инфраструктуры станции. Экскурсовод рассказывает о современной работе Козловой Засеки, о том, какие поезда здесь проходят и какие грузы перевозятся.

Несмотря на то что сейчас станция превращена в исторический вокзальный музейный комплекс, она действует, и можно купить билеты в настоящей кассе позапрошлого века. Здания 19 века отреставрированы, восстановлена летняя касса, где когда-то сам Толстой покупал билеты.туляки последний.jpg

Посещение станции Козлова Засека — это возможность совершить путешествие в прошлое, узнать о малоизвестных страницах истории железных дорог и прикоснуться к индустриальному наследию региона. Музей станции — настоящая находка для всех, кто интересуется развитием транспорта и техники в России. Экскурсия оставляет яркие впечатления и дает пищу для размышлений о роли железных дорог в истории страны.

Автор публикации: Стефания Карабанова